Является ли Божественная любовь чувством?
Как Иисус мог заповедовать нам любить людей? Разве любовь не чувство?
У двери я прощаюсь и машу рукой. Потом закрываю дверь и с облегчением вздыхаю. Мне сразу становится стыдно. Она же совершенно нормальная девочка, но мне, почему-то, не нравится быть рядом с ней. Я сама не знаю почему.
«Какая же ты лицемерка!» – шепчет голос в моей голове, – «И ты называешь себя христианкой? Ведь все знают, что христиане должны любить своих врагов, а ты не любишь даже своих друзей!»
Я пробовала любить, но ничего не получилось.
«Я уже пробовала!» – громко говорю я, пытаясь перекричать эти навязчивые мысли. И это правда, я пыталась. Я пробовала взять себя в руки и любить людей вокруг себя, особенно тех, с которыми у меня не получалось наладить контакт. Я не старалась избежать контакта с ними, и если они говорили вещи, которые были мне неприятны или раздражали меня, то я понимала, что раздражение исходит из моей плоти и уничижала себя.
Но это не помогло. Думаю, дело даже не в том, что я не любила этих людей, а в том, что когда у меня получалось подавить раздражение и досаду, то в сердце оставались ощущения пустоты к этим людям, я не ощущала никаких чувств вообще. Я бы не могла сказать, что мне нравится быть с ними и, что я их люблю.
Как Иисус мог заповедовать нам любить?
Я опускаюсь в кресло и ощущаю чувство уныния. Почему все так сложно? Я снова нахожу уже хорошо знакомые мне слова из Евангелия, где Иисус говорит о том, что мы должны любить своих врагов.
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.» Матф. 5:44
Когда я читаю этот стих, в моей голове вдруг возникает одна мысль: в этом стихе Иисус дает нам четыре увещевания и последние три из них – это вещи, которые мы действительно можем сделать. Я имею ввиду, что, возможно, это сложно, но если кто-то проклинает тебя, то ты можешь благословлять их. Никто не может сказать, что это невозможно, потому что это вполне возможно. Тоже самое касается и следующих двух пунктов. Ты физически можешь сделать что-то хорошее людям, которые ненавидят тебя, и ты можешь молиться за людей, которые тебя обижают.
Но как Иисус мог заповедать нам любить людей? Я считаю, что любовь- это чувство, состояние души. Она полностью регулируется лимбической системой нашего мозга, как же мы можем заставить себя любить других? Мне кажется, что ты или любишь, или нет. По крайней мере, так всегда было со мной.
Любовь-это действие.
Я решила поговорить с {link=/no/Tett-pa-livet/Biografi/Jeg-elsker-det-daglige-korset Bernt Stadven}, пожилым христианином, которого я очень уважаю и которому доверяю. Я рассказала ему о своей дилемме и сказала, что мне кажется несправедливым, что Иисус заповедал нам что-то что находится вне нашего контроля, к примеру, то, что мы чувствуем по отношению к другим.
«Нет, нет, ты ошибаешься!» – говорит Бернт Стадвен. «Любовь, о которой говорил Иисус- это не чувство. Это такое же действие, как и все остальные вещи, о которых Он говорил.»
Любовь, о которой говорил Иисус- это не чувство.
«Что?» говорю я с сомнением, я не совсем понимаю, что Стадвен имеет ввиду.
«Конечно,» – отвечает он. «Ты ведь знаешь, о чем написано в 1 Кор. 13 главе, неправда ли? Это глава, в которой апостол Павел описывает Божественную любовь. Прочитай эту главу внимательно, там нет ни одного слова о чувствах».
Я открываю Библию и действительно, с 4 стиха написано: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…»
«Понимаешь, это и есть то, что значит любить кого-то», – объясняет Стадвен. «Если ты приветлива к людям, добра, не завидуешь, не обижаешь кого-либо, значит ты любишь их и совершенно не важно, что говорят тебе твои чувства. Ты целиком и полностью исполняешь Божью заповедь».
В моей голове будто зажегся свет. Это то, что я могу выполнить. Все это время я ждала чувств, которые были бы доказательством того, что я люблю людей. Я так хочу чувствовать, что я люблю людей до того, как мне приходится работать над собой и быть дружелюбной и терпеливой. Но все происходит наоборот! Я поступаю так, потому что я хочу любить людей, что и является доказательством того, что я их люблю.
Я с широкой улыбкой благодарю Стадвена и ухожу с новой надеждой в сердце. Теперь я знаю, что вне зависимости от того, что я чувствую, я могу любить любого человека так же, как это делал Иисус.
«Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, любовь никогда не перестает…» 1 Кор. 13, 7-8
По умолчанию цитаты приведены из Библии Синодального перевода © Российское Библейское общество, 1998.