В чём заключается разница между оправданием, спасением и освящением?
Благодать и вера являются единственным путём к оправданию, спасению и освящению. Что же я должен делать?
Оправдание, спасение и освящение идут рука об руку.
Оправдание подразумевает под собой прощение и очищение от моей вины и заслуженного наказания за все, совершенные мною грехи, через веру в Иисуса Христа, который взял всю вину на Себя, заплатил цену, умерев за меня. (Гал. 2:16) Оно приводит нас к спасению.
Спасение является не только освобождением от совершённых мной грехов, но что ещё славнее, это то, что я освобождаюсь от самого корня греха, от цепей, которыми я был связан с телом греха. (Евр. 7:19, 25) Дух Святой живёт и работает во мне, помогая побеждать грех. Я спасена от необходимости грешить, потому что во мне живёт грех – что в свою очередь приводит меня к …
Освящение. Освящение является результатом спасения. Оно подразумевает под собой преобразование из человеческой природы в Божеское естество (2 Петра 1:2-4; 1 Петра 1:15-16; Матф. 5:48). Это процесс, который я прохожу на протяжении всей своей жизни, когда я повинуясь Духу, откладываю дела плоти и принимаю плоды Духа. (Гал. 5:16-16)
Конечно, это всё возможно лишь благодаря благодати Божьей. Посредством Его благодати, Он работает в моём сердце, призывая меня к покаянию. Посредством благодати и послушания веры, я – Его ученик, получаю спасение, оправдание, освящение и становлюсь чистым, как Он – мой Учитель, Спаситель и Жених чист.
Спасение по вере.
“Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.” Ефес. 2:8-10.
Мы получаем спасение посредством благодати и веры – это единственный путь к спасению! – но “… то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв проповедано Господом, в нас утвердилось…” Евр. 2:3-4. Другими словами, нас ждёт наказание, если мы, получив спасение, пренебрегаем своим спасением и возвращаемся на старый путь. Поэтому необходимо “… работать над своим спасением со страхом и трепетом.” Зная, что “….Бог производит в вас (во мне), хотение [это благодать] и действие [это благодать в сочетании с активной верой! Вера, подталкивающая нас к действию!].” Флп. 2:12-13.
Павел пишет Тимофею: “Вникай в себя [в истину о самом себе, о грехе, который внутри меня, будь внимателен и бодрствуй в искушениях] и в учение [изучай Писание, сравнивая свою жизнь с тем, что написано там]; занимайся сим постоянно [проявляя послушание и исполняя то, что я вижу должно быть исполнено. Не позволять греху царствовать над моим телом, и не повиноваться его похотям], ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя.” (1 Тим. 4:16; Римл. 6:12) Здесь очень ясно написано, что я должна сама делать, когда идёт речь о моём спасении.
Более глубокое спасение.
Мы переживаем рождение свыше от Духа (Иоанна 3:5-6), и теперь мы должны продолжать в Духе (Гал. 5:25). Дух приводит меня к тому, что я откладываю дела плоти. Да, во мне есть грех, против которого я бессильна. Однако это не значит, что я должна совершать грех! (1 Иоанна 5:18; 1 Иоанна 2:3-9) Потому что Бог совершает во мне хотение и действие! Он побуждает меня отложить дела плоти с помощью Духа, который работает во мне. Это те добрые дела, которые Бог приготовил для меня, чтобы я исполняла их. Я не вижу сразу всех дел, но постепенно по мере того, как я верно повинуюсь Духу, Он будет всё больше и больше открывать мне то, от чего я могу спастись.
Дух Святой работает во мне, однако сам Он не исполняет эти дела. “Ибо если живёте по плоти, то умрёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.” Римл. 8:13. Это я должна противостоять похотям и вожделениям плоти по мере того, как я вижу их. Это я должна твёрдо стоять в искушении, я должна побеждать грех. Не в своей собственной силе, так как моя человеческая сила ни на что не годится, но в силе Духа Святого, которую Он даёт всем, рождённым Духом.
Эти добрые дела, которые мне предстоит исполнять, не являются делами закона, а делами, приготовленными Богом специально для меня, к которым меня побуждает Дух Святой. (Гал. 5:16-20; Римл. 6:5-7)
Спасен посредством активной веры.
Я получаю спасение по вере, но не по невоодушевлённой пассивной вере в то, что Иисус всё сделал вместо меня и теперь мне ничего не надо делать. Но посредством активной веры в послушании, я могу отложить дела плоти и принять плоды Духа. (Кол. 3:8-14) Я больше не связана грехом, живущим в моей плоти! Я больше не обязана грешить!
“Свидетели Ему в сём мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.” Деян. Ап. 5:32.
(О различии между грехом и искушением.)
Если мы продолжаем делать дела плоти, тогда мы не свободны. Как тогда я могу сказать, что я свободна от греха, если продолжаю грешить, потому что “праведность Иисуса покрывает меня?”
“Сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную.” Гал. 6:8.
Бог работает во мне, и Его благодать влечёт меня на путь праведности, так что я не могу хвалиться ничем. Без благодати от Бога я бы была бессильной в борьбе со грехом. Поэтому вся слава принадлежит Богу. И мы будем славить Его вечно, восклицая: “Аминь! Благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.” Откр. 7:12.
По умолчанию цитаты приведены из Библии Синодального перевода © Российское Библейское общество, 1998.