Откуда берутся комплексы неполноценности и чувство превосходства?
Преодеоление комплекса неполноценности и чувства превосходства может быть нелегкой задачей. Но, как всегда, слово Божье указывает нам путь, как это сделать.
С незапамятных времён комплексы неполноценности и самодовольство были причиной всех видов зла в этом мире. (Иакова 3:16.) Преодолеть их должно быть нелегко, однако в Слове Божьем мы находим решение этим проблемам!
Почему же так опасен комплекс неполноценности? Потому что тогда ты связан страхом перед тем, что подумают о тебе другие люди. Ты не свободен и не можешь быть самим собой, не говоря уже о смелости делать то, что Бог поручил тебе делать. Ты оставляешь свободу во Христе. А чувство превосходства – самодовольство заставляет тебя относиться к другим с презрением или с полным пренебрежением, потому что они в твоих глазах менее ценны, чем ты сам.
Ясно, что это не то, чего хочет Бог.
Победа над комплексом неполноценности и чувством превосходства.
Чтобы добраться до сути комплекса неполноценности и превосходства, интересно подумать о том, что служит причиной их возникновения.
Не так давно Тильман Шлабберт говорил об этой теме. Комплекс неполноценности и чувство превосходства возникают, когда ты смотришь на то, что кажется таким “великим”. Ты или чувствуешь, что тебе не хватает чего-то, или же ты думаешь, что ты лучше, потому что у тебя есть что-то великое. Это может показаться чрезмерно упрощённым, но в этом есть смысл.
Почему ты чувствуешь, что ты хуже кого-то? Потому что тебе кажется, что другие умнее и харизматичнее тебя, ты думаешь, что их преимущество заключается в их богатстве, что их дары и таланты каким-то образом ставят их выше тебя и т.д. Или наоборот. Ты думаешь, что ты успешнее других, делаешь всё лучше, ты чувствуешь своё превосходство над другими. Это может быть трудно признать, но если ты задумаешься и проверишь себя, возможно ты увидишь, что это правда.
Истина заключается в том, что это вещи “велики” только в глазах людей. На самом деле они ничего не значат в глазах Бога. Это то, чего ты никогда не найдёшь в Библии. Окружающее нас общество и общепринятые культурные нормы обманули нас, заставив поверить в вещи, которые в высоком почёте среди людей больше, чем в слово Божье.
В мире ценятся такие вещи, как: деньги, красота, интеллект, стиль, харизма, шарм, влиятельность и т.д. Однако Иисус говорит: “…ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.” Луки 16:15. Это действительно позволяет нам взглянуть на вещи в другой перспективе. Эти вещи не придают человеку никакой дополнительной ценности с точки зрения Бога, напротив, Он ненавидит, когда ты “ценишь” эти вещи, восхищаясь или же пренебрегая кем-то, позволяя себе быть лучше или же считая себя хуже кого-то из-за этих вещей! Бог иначе измеряет ценности.
Что имеет ценность для Бога?
Нам нужно лишь обратиться к Божьему Слову, чтобы узнать, что имеет высокую ценность для Бога. К примеру, в Гал. 5 гл. Павел пишет о плодах Духа. “Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.” Гал. 5:22-23. А в 1 Коринф. 13:13: “А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.” И: “О, человек! Сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.” Мих. 6:8. Уделяя время изучению Писания, твои глаза откроются на то, что имеет настоящую ценность для вечности.
Тогда ты очень быстро увидишь свои недостатки. По правде говоря, человеческая природа противоположна тому, что написано в Слове Божьем. Но там также написано: “Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе”, и “Начавший в вас доброе дело будет совершать его”. Итак, если твоё желание направлено к добродетелям, то Бог укажет тебе способ, как их приобрести. (Флп. 4:13; Флп. 1:6.)
Когда ты начинаешь замечать и понимать, где твоя человеческая природа не соответствует тому, что написано в Слове Божьем, это значит, что Дух работает внутри тебя и побуждает тебя к освящению. Тогда ты в смирении должен признать истину и согласиться с Его судом. Это смирение основано не на заниженной самооценке, а на готовности подчиняться Божьему руководству и отвергать свою волю, чтобы Его воля была исполнена посредством тебя! Например, когда ты отвергаешь зависть, ты учишься благодарности. И так это обстоит и с другими вещами во всех областях. Оставив беспокойство и неверие, ты через преобразование, можешь прийти к вере и уверенности в Боге. Оставив гордость и хвастовство, ты становишься кротким и смирённым. Это работа преобразования, которую Бог свершает в тебе, когда ты готов повиноваться Ему. (Флп. 2:13.)
Смотреть на людей глазами Бога.
Тогда ты научишься смотреть на людей глазами Бога. Ты больше не будешь смотреть на них свысока из-за воображаемого чувства превосходства над ними, или же восхищаться ими, считая себя хуже из-за воображаемых недостатков. Ты учишься смотреть на них с любовью, терпением, добротой и т.д. Бог создал каждого человека по Своему образу, и тебя тоже! Нельзя презирать то, что Бог создал по Своему образу! Более того, тогда ты также начинаешь смотреть и на себя с перспективы Бога! Ты начинаешь видеть свою истинную ценность.
“Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном.” Кол. 3:1-2.
Этот стих является ключом к разрешению всех проблем. Если твои мысли вращаются вокруг того, что в горнем, тогда все эти вещи, которые раньше выглядели “великими” становятся бесполезными в сравнении с той славой, которую ты испытаешь достигая того, что имеет вечную ценность. Тогда ты не завидуешь и не боишься других, а также не смотришь на кого-то свысока. Потому что ты знаешь, что Бог дал тебе эту жизнь и послал необходимые ситуации и обстоятельства, наградив тебя необходимыми способностями, чтобы мы могли стать новым творением. И больше тебе ничего не нужно.
“А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.” Гал. 6:14-15.
По умолчанию цитаты приведены из Библии Синодального перевода © Российское Библейское общество, 1998.