Закхей. Предложение, которое привело к большим переменам.
Как предложение Иисуса навсегда изменило жизнь мытаря Закхея, и как наша жизнь тоже может полностью преобразоваться.
Закхей, сидящий на ветвях смоковницы.
В Луки 19:1-10 мы читаем историю о мытаре Закхее, который незамедлительно принял предложение Иисуса подарить его жизни смысл и цель, несмотря на то, что это подразумевало большие изменения в его образе жизни. Таким образом, он стал ярким примером того, что Бог может сделать в нас людях, если мы принимаем Его приглашение и открываем своё сердце для слов Иисуса.
Достаточно много тех, кто сидит на так называемой «смоковнице», кто слышал, что Иисус пришёл в город и хочет увидеть, какие чудеса Он совершает. Они наблюдают за этим с дерева, но сами лично никак не связаны с тем, что проповедует Иисус.
Иисус остановился у дерева, на ветвях которого сидел Закхей и сказал ему, чтобы он поторопился спуститься, так как Он хотел зайти к нему в дом. Тогда Закхей предстал перед выбором. До сего момента он был простым зрителем, наблюдавшим за происходящим, сейчас же происходящее коснулось его лично. Ему предстояло решить, какой ответ дать на это предложение. И он сделал правильный выбор!
Личное приглашение.
Мы можем спросить самих себя: а какое отношение это имеет к нам в наши дни? Ведь вероятность того, что Иисус остановится под нашей «смоковницей», где бы мы могли сидеть, и скажет, что хочет посетить нас, практически говоря, отсутствует. Конечно, в буквальном понимании нам это не грозит. Однако Сам Учитель говорит в Откр. 3:20, «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.» Это практически те же самые слова, которые Он сказал Закхею.
Таким образом, Иисус приглашает людей открыть дверь своего сердца и принять Его, как Господина в свою жизнь, так же, как Он делал это и в то время. В книге Откровение мы также читаем слова приглашения, обращенные к церкви в Лаодикии, которая была тёплой, ни горячей и ни холодной. Иисус, обращаясь к ангелу Лаодикийской церкви, говорит, что хочет извергнуть её из уст Своих. «Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды", а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг…» Откр. 3:15-18. Исходя из вышеописанного, можно утверждать, что этот человек был ничем не лучше мытаря Закхея, который занимался тем, что собирал пошлину с людей, залезая к ним чуть ли не в карман. Однако, несмотря на всё это, Иисус стоял у дверей обоих и просил их обратиться и начать жить всем своим сердцем для Бога.
В случае с Закхеем это приглашение попало в добрую почву. Пусть так будет и с нами, чтобы мы могли уразуметь те слова, с которым Иисус обращается к нам так, как если бы Он обратился к нам лично, называя нас по имени.
Пророк Исаия говорит в Исаии 50:4: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Моё, чтобы Я слушал, подобно учащимся.» Уши Закхея были открыты для слов Иисуса, и услышав Его голос, он незамедлительно последовал за Иисусом. У него не было никаких сомнений в том, что Иисус обращался к нему лично. В Иоанна 10:3 написано о том, что овцы слышат голос своего пастыря – Иисуса, и Он называет овец своих по имени и выводит их. Так Он обратился к Закхею и так Он обращается к каждому из нас, если мы только желаем внимать Его голосу и принять Его приглашение.
Любовь на всю жизнь.
Мы можем сказать, что начало новой жизни в вере Закхея было весьма успешным, как говорит поговорка «Хорошее начало – половина дела». Когда человек испытывает особенную любовь к другому человеку, который много значит для него или для неё, тогда эта любовь освобождает столько положительной энергии, что люди способны на то, что не могли бы сделать в своём нормальном обычном состоянии.
Это проявление любви можно было наблюдать и в Закхее. Любовь Иисуса к нему зажгла такую сильную взаимную любовь в Нём, что он без всяких трудностей привёл свою жизнь в порядок всего лишь за несколько дней и воздал тем, кого обидел или кому принёс ущерб. Он даже раздал половину своего имущества бедным, и если кого обманул вернул им в четыре раза больше.
Павел пишет в 2 Коринф. 5:14-15: «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, о для умершего за них и воскресшего.»
Библия ничего не говорит о том, как протекала жизнь Закхея дальше. Мы можем надеяться, что он сохранил эту ревность и любовь к своему Господу и Учителю до конца своей жизни, как об этом написано в Евр. 6:11-12. «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.»
Многое ли тебе прощено?
История о Закхее учит нас также ещё одной вещи: как мы можем приобретать людей для Евангелия и для Христа. Мытарь Закхей был удивлён, что Иисус встретил его с такой любовью и дружелюбием, несмотря на то, что на его совести были темные дела и различные грехи. Наверное, он ожидал, что Иисус будет обличать его и увещевать, но вместо этого он услышал слова милости и благости. Поэтому, если мы хотим быть «ловцами человеков», мы должны руководствоваться словами из Римл. 2:4: «Благость Божия ведёт тебя к покаянию». История о Закхее является наглядным примером того, что этот метод является намного эффективнее, чем попытки воспитания при помощи упрёков и обвинений.
Согрешившая женщина, о которой написано в Евангелии от Луки 7 гл., омывшая ноги Иисуса своими слезами и отёршая их своими волосами, пережила, примерно, то же самое: «Прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит.» Луки 7:47.
Здесь мы можем многому научиться у нашего Господа и Учителя: тому, как Он обращался с людьми, несмотря на то, что по нашему человеческому пониманию, своим поведением они не «заслужили» такой любви. Мы тоже можем научиться у мытаря Закхея или у этой грешницы тому, что так как и нам многое прощено, то и мы должны быть благодарными и любить Иисуса и Бога так же высоко, как они!
По умолчанию цитаты приведены из Библии Синодального перевода © Российское Библейское общество, 1998.