Суббота и десятина – актуальны ли они сегодня?
Действует ли закон о соблюдении субботы и о приношении десятины и в Новом Завете? Каков дух в этих заповедях?
Иисус не отменил закон, но исполнил его.
Многие не уверены в том, является ли необходимым соблюдать седьмой день – субботу, или же это касалось только евреев в Ветхом Завете. Нет никаких сомнений в том, что Моисей и пророки уделяли большое внимание заповеди о соблюдении субботы. С самого начала, со дня сотворения мира, седьмой день был днём покоя Господа. Однако удивительно то, что именно за нарушение этой заповеди больше всего обвиняли Иисуса.
Кто-то говорит, что Иисус отменил заповедь о соблюдении субботы. Однако это противоречит словам Иисуса: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить.» Матф. 5:17. Следовательно Иисус пришёл, не для того, чтобы нарушить или отменить закон, но чтобы исполнить его. Дальше мы читаем о том, как Иисус исполнил закон и пророков: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. В Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём.» Матф. 5:21-22.27-28.
Так Иисус поступал и с остальными заповедями. Он исполнял их. Закон не принёс людям совершенства, а Иисус принёс. И заповедь о соблюдении субботы не была исключением. В том же духе и мы можем сказать: Вы слышали, что сказано: Соблюдай день седьмой – субботу. Но Я говорю, что все дни ваши должны быть святы. О субботе написано: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить…» Исаия 58:13. Когда мы читаем о том, что не следовало делать в субботу, мы можем спросить себя: Разве в другие дни мы можем заниматься всем этим?
Дух субботы – буква закона.
В Ветхом Завете люди могли работать шесть дней, занимаясь своими собственными делами. А седьмой день принадлежал Господу, и тогда они должны были соблюдать то, что Бог хотел, чтобы они соблюдали. А как поступал Иисус? В книге пророка Исаии написано, что народ Израильский соблюдал этот день, не занимаясь угождением своим прихотям и пустословием. Иисус исполнил эту заповедь. Он чтил все дни недели, соблюдая то, что Бог повелел соблюдать, и не искал Своего. В Новом Завете мы стали служителями по Духу, а не по букве. (Римл. 7:6) Однако фарисеи не понимали этого, поэтому, выступали с обвинениями против Иисуса, когда Он нарушал букву закона о субботе. Но Он не нарушал дух субботы, несмотря на то, что и собирал колосья в субботу. (Матф. 12:1-14; Марка 2:23-28) То же самое касается и других заповедей. Иисус не осудил женщину, которую взяли в блуде. (Иоанна 8:3-11)
Несмотря на то, что народ Израильский чтил букву закона о субботе, многие из них на самом деле не соблюдали его. Они были в другом духе и не находились в покое. Они просто ожидали окончания субботы, чтобы продолжать продавать зерно, уменьшая зерно и увеличивая цену сикля, обманывая неверными весами. (Амос 8:5) На сегодняшний день есть много так называемых воскресных христиан. Они живут по духу мира, но по воскресеньям исправно ходят в церковь или на собрания христиан. Они исполняют все церемонии и выглядят кроткими. Когда же наступает понедельник, они продолжают искать своего.
Апостолы пришли к совершенно другой жизни. Они пишут: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.» Колос. 3:16-17. И это касается не только субботы или воскресенья, но всех дней недели. Приложение всех усилий к тому, чтобы соблюдать субботу – седьмой день, говорит о том, что человек является служителем буквы, и чтит дни и месяца, года. С сынами Бога всё обстоит по-другому. Бог послал Дух Своего Сына в их сердца, и они ходят и поступают по этому Духу. И не только один день в неделю, но каждый день, всё время. (Гал. 4:16-11)
Под законом невозможно войти в покой.
Суббота является знамением и свидетельством между Мной и вами, – сказал Бог Израилю. Они не могли войти в покой в Египте или в пустыне, но заповедь о субботе продолжала действовать, свидетельствуя о том, что Бог введёт их в покой в Земле Обетованной. Однако Иисус Навин не смог ввести их в покой. (Евр. 4:8) Народ Израильский проявил непослушание и заключил завет с врагом. (Судии 2:1-4) Теперь эта благая весть звучит для нас. «Ибо, кто вошёл в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от своих.» Евр. 4:10.
«И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма… и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.» Бытие 1:31; Бытие 2:1-3) Если бы всё не было таким совершенным, тогда Бог не мог бы почить в покое. С Иисусом пришло время, когда всё должно встать на свои места, когда мы можем стать совершенными в своей совести и успокоиться от дел своих. (Евр. 9:10) Те, кого беспокоит совесть, ощущают угрызения совести и не могут войти в покой ни в субботу, ни в воскресенье, ни в понедельник. Те же, кто живёт по Духу Иисуса и предоставляют свои тела в жертву святую благоприятную Богу, они посредством веры входят в субботний покой каждый день своей жизни. Они почивают от дел своих, как Бог почил от Своих. (Евр. 4:1-11)
Все эти споры и дискуссии о том, что следует святить субботу или воскресенье говорят об отсутствии духовного понимания. Бог почил после того, как выполнил Свою работу. И здесь не написано, что Он снова начал работать. Под законом народ работал до изнеможения, но безрезультатно. Они не смогли исполнить закон и не вошли в покой. Поэтому Иисус говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременнённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем, и найдёте покой душам вашим. Ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко.» Матф. 11:28-30.
Субботний покой начался с Иисуса. Он воскрес в первый день недели. Тогда началось новое время. Он даёт нам покой. Поэтому мы можем святить первый день, почитая его днём покоя. Людям необходим день, в который можно отдохнуть от своих земных обязанностей, чтобы использовать время на то, чтобы собираться вокруг Слова Божия. Для того, кто обладает духовным пониманием, не играет никакой роли, какой это день. Потому что каждый день они приносят своё тело в жертву Богу. Зарабатывая деньги, они делают это не ради обогащения и в духе любостяжания, но в Духе Иисуса они и зарабатывают и распоряжаются ими. (Деян. Ап. 4:32; 1 Фесс. 2:9; Ефес. 4:28) Таковые посредством веры входят в покой.
Десятина: 10 % или 100 %?
Десятина тоже является проблемой для многих людей, потому что они являются служителями по букве, а не по закону. Но исходя из написанного выше, мы понимаем также и то, что касается десятины. В Ветхом Завете, который являлся лишь тенью, того, что ожидало их они должны были приносить 10 % Господу, а оставшимися 90 % могли распоряжаться, как им угодно. А как поступал Иисус? Отменил ли Он десятину? Нет, Он отдал всего Себя на все 100 % Отцу. Поэтому звучит заповедь, данная Им: Никто не может быть Моим учеником, если не откажется от того, что имеет. (Луки 14:33)
Что говорят апостолы о десятине? Они говорят: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог.». 2 Кор. 9:7. (Читай 2 Кор. 8 гл. и 2 Кор. 9 гл.) Возможно, ты говоришь: но ведь это касается добровольных пожертвований, которые следует приносить впридачу к десятине. Так говоря, ты открываешь то, в каком рабстве ты находишься. Десятина не является чем-то добровольным её чуть ли не взыскивают с членов. Ограничивая себя приношением десятины, они не вошли в дух этой заповеди.
Что значит давать в Новом Завете.
О Иисусе написано, что Он не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба. (Флп. 2:5-8) Наш Господь – Иисус Христос добровольно стал бедным, будучи богатым, чтобы мы посредством его нищеты смогли стать богатыми. (2 Кор. 8:9) Если мы хотим быть членами Христова тела, тогда мы должны прийти к совершенному закону свободы. Здесь десятины и нескольких добровольных пожертвований будет недостаточно. Мы должны принести самих себя прежде всего Господу, а затем Церкви по воле Божьей. Принеся себя, мы принесли всё то, что у нас есть и чем мы владеем.
Совершенства мы достигаем посредством Духа Христа, и лучше иметь общение с одним человеком, который посредством Духа его является членом Христова тела, чем с тысячами людей, которые являются рабами ветхой буквы закона. Лучше принять одну крону, принесённую от сердца, чем сотни тысяч, пожертвованных по принуждению из чувства долга, ради соблюдения видимых приличий.
Итак, постараемся войти в покой оный. (Евр. 4:11-13)
По умолчанию цитаты приведены из Библии Синодального перевода © Российское Библейское общество, 1998.