Руководство доброго самарянина. О любви к ближнему.
Притча о добром самарянине учит нас любить ближнего. Но кто является нашим ближним?
Добрый самарянин. Любовь к ближнему.
Иисус учит нас, что любить ближнего – очень важно. Любовь к ближнему является самым важным после любви к Богу. (Матф. 22:37-39.)
“А кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём… Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди и поступай так же.” Луки 10:29-37.
Кто мой ближний?
На примере истории о добром самарянине, мы видим, что наши ближние никак не связаны с близостью растояния. Мой ближний – это тот, кого я встречаю на своём жизненном пути. Каждый, кого я встречаю, будучи учеником Христа, должен почувствовать Его любовь во мне, чтобы Христос мог прославиться мною. “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.” Иоанна 13:34-35.
Священник и левит прошли мимо, не пожелав помочь. Это были люди, которые, вероятно, сказали бы, что исполняют все заповеди, включая и заповедь "Возлюби ближнего своего". Когда же их ближний оказался в беде, тогда там, где никто не мог видеть их добрые дела, их любовь потерпела неудачу. Истинная любовь совершает добрые дела не для того, чтобы сохранить чистую совесть. Самарянин оказался истинным ближним, потому что он оказал милость и сострадание раненому, не ожидая чего-то взамен.
Самарянин, будучи одним из тех людей, которых евреи презирали, мог бы посчитать себя не обязанным остановиться и оказать нуждающемуся помощь. Ведь на самом деле, его можно было бы оправдать, если бы он прошёл мимо, как это сделали священник и левит. Однако он остановился, вопреки всем ожиданиям. Это было настоящей самоотверженностью и любовью.
Поэтому “добрый самарянин” – это второе имя, для тех, кто делает всё возможное, чтобы помочь тем, кто в нужде. Время нужды не обязательно должно быть чем-то драматичным. Для кого-то это может означать нужду в оказании терпения, сострадания и милосердия, а не в раздражении, грубости и резких словах.
Видя толпы народа, Иисус сжалился над ними. (Матф. 9:36.) Сострадаю ли я своим ближним? Или может быть их причуды, привычки и слабости раздражают меня? Ожесточаю ли я свою сердце перед другими, считая в своём высокомерии и надмении себя лучше их? Может я отворачиваюсь от них, или предъявляю им требования, которые им надо выполнить для того, чтобы я могла любить их? Или почитаю их выше себя, будучи готовой стать слугой всех? (Флп. 2:3; Мрк. 9:35.)
Возлюби ближнего своего, как самого себя.
Заповедь говорит: “Возлюби ближнего своего, как самого себя”. Возможно я хочу этого, но я очень быстро нахожу, как пишет Павел в послании Римлянам, что, когда я хочу делать доброе, нахожу что во мне живёт злое. Я нахожу такие вещи как: эгоизм, зависть, гордость, нетерпение, горечь. Однако это не означает, что я должна поддаться этим вещам! Это означает, что у меня есть прекрасная возможность отвергать эти похоти и противостоять искушению, тогда плоды Духа будут расти и умножаться в моей жизни. Когда я поступаю по духу, и не исполняю похотей плоти, тогда я расту в добродетелях, которые необходимы мне для того, чтобы любить своего ближнего. Искренняя любовь, радость, мир, долготерпение, доброта, верность, благость, воздержание.
“Возлюби ближнего своего, как самого себя.” Как часто я падаю, ошибаюсь, говорю или делаю то, о чём потом жалею? Когда я борюсь, когда я нуждаюсь в сострадании, милосердии и доброте, разве я не надеюсь на поддержку и помощь? Разве Иисус не переносил мои слабости? Не предоставлял ли Он мне шанс за шансом? “Как я возлюбил вас, так и вы любите друг друга!” Я должна повиноваться Его заповеди: “Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.” Луки 6:31.
Эта та любовь, о которой писал Павел Коринфянам. Любовь сострадает, долготерпит. Любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт. (1 Коринф. 13:4-8.) Эта любовь не приходит к нам естественным путём. Мой собственный эгоизм должен быть побеждён, для того, чтобы во мне могла поселиться любовь, которая никогда не перестаёт. И я не могу сделать это в собственной силе. Я нуждаюсь в помощи, благодати и в силе свыше. И с этой силой я могу получить любовь, которая непреодолима.
Это не означает, что другие всегда правы. Однако то, что делают другие, не должно заставить меня оставить любовь. Тогда я могу помогать, укреплять, увещевать, и ободрять к добру в любви.
Добрый самарянин, это тот, “кто оказал милость.” Я могу пребывать в этом духе доброго самарянина в отношении ко всем людям. Это является истинным христианством.
По умолчанию цитаты приведены из Библии Синодального перевода © Российское Библейское общество, 1998.