“Отче наш” – молитва для верующих.
«Отче наш, сущий на небесах! …» Чему учит нас Иисус в этой молитве, которой Он научил молиться Своих учеников?
«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да приидёт Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки, Аминь.» Матф. 6:9-13. (Луки 11:2-4.)
Эта молитва, которую называют «Отче наш» – одна из самых известных молитв среди христиан, и многие ежедневно молятся ею. Давайте же посмотрим поближе на то, чему хотел научить нас Иисус. Он научил этой молитве Своих учеников, так как они спросили Его, как им молиться. (Луки 11:1.)
Отче наш, сущий на небесах!
Он не говорит «Отче Мой», но «Отче наш». Иисус приглашает нас стать частью Его небесной семьи. Мы читаем об этом и в других местах Писания. «Пойди к братьям моим», – говорит Иисус, после того, как Он воскрес. «Братьями» обычно называют членов семьи. И автор послания к евреям цитирует слова из псалмов: «Возвещу имя Твоё братиям Моим». Евр. 2:12. Павел объясняет, что в Иисусе мы получили доступ к Отцу – нашему Отцу. Подумай, какая возможность! Подумай только, какого старшего Брата мы получили!
Да святится имя Твоё.
Не наше имя, но имя Божье. Подумай, как глупо использовать имя Божье напрасно. Для того, чтобы ругаться, к примеру, когда всё идёт не так, как этого хотелось бы нам. Твоё имя, Твоё Царство. Речь идёт о том, чтобы прославился Бог, а не мы. Счастье находится не в нас самих, но за нашими пределами, в «Отче наш» – наш Отец, Который создал нас и эту землю, Сам Создатель, Который хочет создать нечто новое и в нас, и подарить нам совершенно новую жизнь и перспективы.
Да приидёт Царствие Твоё.
Здесь мы видим, что было важным для Иисуса, и чему Он хотел научить и нас. По своей природе мы мы очень заняты своими делами, и когда мы молимся, то скорее у нас в уме: «да приидет царстиве моё». Однако подумай о том, что мы можем быть заняты «Его Царством», Божьим Царством, грядущим Царством, о котором говорит Библия. Будучи верующими, мы ведь соглашаемся с тем, что то, что посылает Бог, намного лучше всего того, что мы – люди можем сотворить здесь на земле. Поэтому Иисус увещевает нас в Нагорной проповеди искать прежде всего Царствия Божьего. Бог, наш Отец позаботится обо всём остальном, в чём мы нуждаемся: о еде, жилье и т.д. (Матф. 6:25-34.)
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.
И дальше Иисус продолжает в том же духе: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Всё в этой молитве касается Бога, не тебя, или меня и моего. Мы являемся Его представителями здесь на земле, и мы готовимся к Его грядущему Царству. Поэтому мы должны учиться познавать Его волю, чтобы мы могли сказать, как наш Предшественник – Иисус: «Не моя воля, но Твоя да будет». (Луки 22:42; Евр. 10:7,9.) Подумай, что наше тело может стать храмом для Святого Духа, как пишет Павел в 1 Коринф. 6:19, и что мы можем учиться понимать Его волю. Тогда наша жизнь станет совершенно другой. Павел объясняет жителям Афин, что Бог назначил предопределённые времена и пределы обитанию людей, чтобы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас. (Деян. ап. 17:26-27.)
Хлеб наш насущный дай нам на сей день.
Мы можем подумать, что здесь идёт речь о хлебе в буквальном смысле этого слова. Но эти слова говорят о том, что если мы прежде всего ищем Царства Божьего, тогда Бог пошлёт нам всё, в чём мы нуждаемся. (Матф. 6:25-34.) Давайте посмотрим поближе на то, как поступал наш Прдшественник. Он говорил, что Его пищей было делать волю Его Отца (Иоанна 4:34) и что Сам Он является хлебом жизни. «Ибо Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.» Мы нуждаемся в этой пище для нашего духовного роста. (Иоанна 6:27-38.)
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим.
Здесь мы должны посмотреть на самих себя. Мы согрешили и являемся грешниками по своей природе. Это произошло после грехопадения Адама и Евы. Иисус стал нашим примирителем, и теперь мы можем просить о прощении и получить его. Но в таком случае мы не должны иметь никаких требований к своим должникам. Мы научились у Иисуса и можем прощать, как Он, до седмижды семидесяти раз каждый день! (Матф. 18,21-22.)
И не введи нас в искушение.
Здесь мы просим, что Бог сохранил нас и не допустил обстоятельств, которые не были бы нам во благо. Хорошо молиться этой молитвой, чтобы оставаться в любви, и как пишет Павел в Ефес. 2:10, ходить в тех делах (воля Божья), которые Бог приготовил для нас.
Но избавь нас от лукавого.
В мире много зла. Весь мир лежит во зле, но мы можем спастись и святить имя Божье здесь в этом мире. Для этого мы нуждаемся в помощи Отца нашего Небесного.
Мы понимаем, что для этого мы должны исполниться силой Святого Духа. И сами мы не способны на это. Однако мы можем просить о помощи. Бог посылает Свой Дух тем, кто послушен Ему (Деян. Ап. 5:32) и Он делится Своим Духом по Своей воле. (Евр. 2:4.) Мы получаем силу, когда Дух Святой сходит на нас. (Деян. Ап. 1:8.) Но мы должны просить о том, чтобы получить его, тогда Бог охотно пошлёт нам Свой Дух в качестве помощи, в которой мы нуждаемся в нашем странствии здесь на земле. (Луки 11 гл. с 5 стиха и далее.)
Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки, Аминь.
Мы знаем, где мы находим Царство Божье. Оно не от мира сего. Вся сила и слава принадлежат Богу, нашему Отцу, так давайте же искать Его всем своим сердцем и со всяким усердием и силой, и тогда мы найдём его. Потому что написано: «Просите, и дано будет вам; ищите и найдёте; стучите и отворят вам.» Матф. 7:7.
По умолчанию цитаты приведены из Библии Синодального перевода © Российское Библейское общество, 1998.